avto
 Есенин Сергей Александрович
(1895 – 1925)

 
 
 
Есенин Сергей Александрович 
 
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ребенком жил в семье деда. Вот что вспоминает поэт об этом времени: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утка­ми. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ». 
 
 

Сергей Александрович Есенин 
Фото Наппельбаума М.С. Москва. 1920-е гг. 
 
Сергей Есенин с сестрами - 
Катей (слева) и Шурой. 1912 г. 
Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское  училище (четырехклассное) в 1909 году, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909 - 1912), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина, где в 1913 году Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой. Вскоре он вступил с ней в гражданский брак, а 1 декабря (3 января по новому стилю) 1914 года у них родился сын Юрий. В этот период Есенин примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913 - 1915). 
 
С. А. Есенин среди работников Сытинской типографии.  
На переднем плане  
А. Н. Изряднова. 1914 год. 
С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912 году. Печататься начинает в 1914 году в московских детских журналах (дебют — стихотворение «Береза»). 
С. А. Есенин. 1915 год. 
 
З. Н. Райх с детьми, Костей и Таней. 1924 год. 
Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех. 
С. А. Есенин. 1922 год. 
 
 
Сергей Есенин и Айседора Дункан в Америке. 1922 год. 
Первый сборник стихов Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»). 

С. А. Есенин. 1925 год. 
 
 
Августа Миклашевская. 
1920-е годы
В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. 

В 1917 году Сергей Александрович женился на Зинаиде Николаевне Райх. 

В начале 1918 года Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью — для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921). 
 
 


А. Н. и Т. Ф. Есенины. 
1927 год. 
Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 года они объединяются в группу имажинистов. 

В январе 1919 года Есенин выступил в качестве одного из авторов «Декларации» - литературного манифеста имажинистов, а дальнейшем и другого программного документа группы - «Восемь пунктов» (1924). В феврале 1919 года он, вместе с Мариенгофом и Шершеневичем, организовал кооперативное издательство «Имажинисты», в котором вышли в свет четыре его поэтических сборника: «Трерядница», «Радуница», «Преображение» (все - 1921) и «Пугачев» (1922), а также несколько коллективных сборников с его участием. Вместе с Мариенгофом он написал устав «Ассоциации вольнодумцев» (так официально называлось объединение имажинистов), утвержденный А. В. Луначарским 24 сентября 1919 года, и был избран председателем «Ассоциации». 

Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству — духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев» - имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. 
В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924). 

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались. 

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923 - 1925) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие. 

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : «Русь Советская» — «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания. 

Осенью 1921 года Есенин познакомился с актрисой Августой Миклашевской. Ей посвящен цикл «Любовь хулигана». 

Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз — в Константиново. 

В январе 1925 года состоялась первая встреча Сергея Александровича с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Л. Н. Толстого. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой не был счастливым. В конце ноября 1925 года измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Поэма «Черный человек», над которой поэт работал два года, была закончена 12 - 14 декабря 1925 года. Последним произведением Сергея Александровича стало стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья...". Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. 29 декабря в помещении Ленинградского отдела Союза писателей состоялась гражданская панихида. 

Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993 году не подтвердила. 
  


С. А. Толстая. 1924 год. 
 
 


Шаганэ Нерсесовна Тальян, 
батумская приятельница Есенина. 
 


С. А. Есенин в гробу. Ленинград. Союз Поэтов и Писателей. Возле гроба: Н. Клюев, И. Ионов, И. Садофьев. 
 
 

 
   
 
  Источник:
http://service.sch239.spb.ru:8001/infoteka/root/liter/room2/Chem_02/Main.htm?PHPSESSID=9866943a3521083f40773a7b0ee6e1a3