avto  Сергей Александрович Есенин

родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии.

      «Фамилия Есенин - русская - коренная, в ней звучат языческие корни - овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
     Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в семье сложилась довольно сложная. Мать не ладила со свекровью, ее родители - Титовы - чуждались Есениных. Отец покинул семью, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточного деда», - писал в одной из своих автобиографий будущий поэт.
     Дед Есенина, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному. Дед очень любил внука. «Дедушка пел старые песни, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминал Есенин.
     Кроме деда, мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. «Стихи начал слагать рано, - пишет о себе Есенин. - Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами не нравились, и я их переделывал на свой лад».
     Когда пришла пора учиться, мальчик был отдан в четырехклассное училище. Учение ему давалось легко. Сказалась атмосфера грамотности и любви к книге, в которой рос он в семье деда.
     В 30 верстах от села Константинова находился небольшой городок Спас-Клепики, где была «Второклассная учительская школа», которая готовила учителей церковно-приходских школ. Сравнительно небольшая плата за обучение и интернат при школе делали ее вполне доступной для людей среднего достатка. В эту школу и был отдан в 1909 г. Есенин. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Сам он писал: «Сознательное творчество отношу к 16-17 годам».
     Окончив школу в 1912 г. поэт отправился в Москву к отцу, который к этому времени стал приказчиком у одного из замоскворецких купцов. Отец «пристроил» сына в контору этого купца. Так весной 1912 г. началась московская жизнь Есенина. В это время идея внутреннего самосовершенствования, обогащения духовной жизни, все больше волнует Есенина. В его размышлениях ощущаются явные следы толстовской философии и евангельского учения. «Итак я бросил есть мясо, рыбы тоже не кушаю, сахар тоже не употребляю, хочу скидывать с себя все кожаное, но не хочу носить названия «Вегетарианец»… В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение». «Жизнь… Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни, он указал только, как жить. Но чего этим можно достигнуть, никому не известно».
     Вскоре между отцом и сыном наступил разрыв. В одном из писем Есенин писал: «Был болен и с отцом шла неприятность. Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи… Я отвоевал свою свободу. Он мне сказал, что у них мне нечего делать».
     Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914 г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах художественных журналов. Большое влияние на поэта оказала Октябрьская революция 1917 г. В автобиографии 1922 г., написанной за границей, Есенин писал: «Самые лучшие поклонники нашей поэзии - проститутки и бандиты. С ними мы в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению». Все чаще в его стихах начинается появляться слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта: «роковая на нем печать». Временами он готов уйти из жизни:
     Я хочу под гудок пастуший
     Умереть для себя и для всех.
     Мотив ухода из жизни вместе с прошлым неоднократно повторяется в его стихах 1920-1921 гг. Мучительные мысли преследуют Есенина. Они до такой степени изнуряют его, что временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни, желание отвернуться от источника своих страданий.
     В 1921 г. произошла встреча Есенина с Айседорой Дункан. Они быстро сблизились и вскоре поженились. О взаимоотношениях Есенина и Дункан сохранилось немало воспоминаний. Большинство из них говорит о взаимной искренности обоих. Дункан была весьма внимательна к Есенину, заботилась о нем. Ко времени их встречи Дункан была чуть ли не вдвое старше Есенина. И это, конечно, не могло не отразиться на их отношениях. Были и некоторые другие обстоятельства, которые послужили скорому разрыву. Есенин расстался с Дункан осенью 1923 г. В последнем письме к ней он писал: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе».
     Когда Есенин погиб, Айседора Дункан была в Париже. И. И. Шнейдер телеграфировал ей. Она тяжело переживала смерть поэта. Писала большую телеграмму, в которой были такие слова: «Я так много плакала, что у меня нет больше слез…» Меньше чем через два года она погибла сама…
     Еще в 1920 г. Есенин познакомился с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Галина впервые увидела Есенина в 1916 г. во время выступлений и без памяти влюбилась. Позже она мучительно ревновала его к Айседоре Дункан. С 1923 г. она некоторое время жила с Есениным и занималась его издательскими делами… Галина была дочерью французского студента и грузинки. Родители ее вскоре расстались, мать тяжело заболела психически, девочку удочерили родственники, жившие в латвийском городке Резекне. Окончив университет, она некоторое время жила в Кремле, работала в секретариате ВЧК. Унаследованная от матери неврастения давала о себе знать, Галина дважды лечилась в санаториях.
     Когда Есенин стал много пить и болел, Бениславская, беспредельно преданная поэту, делала все возможное, чтобы спасти его. Это была борьба за человека и поэта, борьба страстная, самоотверженная и самозабвенная. «Милый, хороший Сергей Александрович! Хоть немного пощадите вы себя. Бросьте эту пьяную капитель», - писала она в одном из писем. С болью говорила Галина о тяжелых для Есенина последствиях «пьяной капители». «Вы сейчас какой-то «не настоящий». Вы все время отсутствуете. И не думайте, что это так должно быть. Вы весь ушли в себя, все время переворачиваете свою душу, свои переживания, ощущения. Других людей вы видите постольку, поскольку находите в них отзвук вот этому копанию в себе. Посмотрите, каким вы стали нетерпимым ко всему несовпадающему с вашими взглядами, понятиями. У вас это не простая раздражительность, это именно нетерпимость», - писала Галина. Всем своим существом Бениславская привязалась к Есенину и его родным. Через год после смерти поэта - 3 декабря 1926 г. - она застрелилась на его могиле и завещала похоронить ее рядом с ним.
     Она оставила на могиле две записки. Одна - простая открытка: «3 декабря 1926 г. Самоубийство здесь, хотя я знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое». У нее были револьвер, финка и коробка папирос «Мозаика». Она выкурила всю коробку и, когда стемнело, отломила крышку коробки и написала на ней: «Если финка после выстрела будет воткнута в могилу, значит, даже тогда я не жалела. Если жаль - заброшу ее далеко». В темноте она дописала еще одну строчку, наехавшую на предыдущую: «1 осечка». Было еще несколько осечек, и лишь в шестой раз - прозвучал выстрел. Пуля попала в сердце.
     В 1925 г. состояние Есенина становилось все худшим. В. Ф. Наседкин вспоминает: «В апреле поползли слухи о близкой смерти Есенина. Говорили о скоротечной чахотке, которую он, простудившись, будто бы поймал на Кавказе. В половине мая Есенин опять в Москве. Он похудел еще больше и был совершенно безголосый. Да и во всем остальном он уже не походил на прежнего Есенина. Одетый скромно, он смахивал на человека, только что выбежавшего из драки, словно был побит, помят.
     О болезни с его же слов я помню следующее:
     - Катались на автомобиле. Попали в горы. В горах, знаешь, холодно, а я в одной рубашке. На другой день горлом пошла кровь. Я очень испугался. Чагин вызвал врачей. «Если не бросишь пить, через три месяца смерть», - сказали они и положили меня в больницу. Праздник, Пасха, а я в больнице. Мне казалось, что я умираю. В один день я написал тогда два стихотворения: «Есть одна хорошая…» и «Ну, целуй меня, целуй…»
     Однажды В. Ф. Наседкин спросил С. Есенина:
     - С чего ты запел о смерти?
     «Сергей, как будто заранее был готов к такому вопросу, торопясь, стал доказывать, что поэту необходимо чаще думать о смерти и что, только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь. Разговор о том же через некоторое время повторился. Есенин ночевал у меня, придя пьяным часа в три ночи. Утром, проснувшись, он как-то безучастно ждал завтрака. Вид у него был ужасный. Передо мной сидел мученик.
     - Сергей, так ведь недалеко до конца.
     Он устало, но как о чем-то решенном, проговорил:
     - Да… я ищу гибели.
     Немного помолчав, так же устало и глухо добавил:
     - Надоело все.
     Мне показалось тогда, что Есенин теряет веру в себя.
     Пьяный Есенин стал невозможно тяжел. От одного стакана вина он уже хмелел и начинал «расходиться». Бывали жуткие картины. Тогда его жена Софья Андреевна и сестра Екатерина не спали по целым ночам. Отрезвев, Есенин говорил, что из того, что случилось, он ничего не помнит. По моим наблюдениям, в этом была правда наполовину. Однажды я был свидетелем его бредового состояния. У Есенина начались галлюцинации. Усиливалась мания преследования».
     Е. А. Устинова, которая часто была откровенна с поэтом, после его смерти вспоминала:
     «Помню, заложив руки в карманы, Есенин ходил по комнате, опустив голову и изредка поправляя волосы.
     - Сережа, почему ты пьешь? Ведь раньше меньше пил? - спрашивала я.
     - Ах, тетя, если бы ты знала, как я прожил эти годы! Мне теперь так скучно!
     - Ну, а творчество?
     - Скучное творчество! - Он остановился, улыбаясь смущенно, почти виновато. - Никого и ничего мне не надо - не хочу! Шампанское, вот веселит, бодрит. Всех тогда люблю и… себя! Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь «божья дудка».
     Я попросила объяснить, что значит «божья дудка». Есенин сказал:
     - Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. Я такой же».
     Перед отъездом из Москвы в Ленинград Есенин побывал у всех своих родных, навестил детей - Константина и Татьяну (от первого брака с Зинаидой Райх) и попрощался с ними. Пришел перед отъездом и к своей первой подруге - Анне Романовне Изрядновой, когда-то работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. (У Изрядновой рос сын Есенина Юрий, родившийся 21 января 1915 г.)
     С. Б. Борисов вспоминал:
     «В день перед отъездом в Ленинград встретил Есенина ночью в клубе Союза писателей. Вид у него был жуткий - растерзанный, лицо желтое, дряблое и глаза красные, как у альбиноса. А в клубе имелось распоряжение - не подавать Сергею вина. После долгих разговоров пришлось уступить. Он мог уйти в какой-либо притон. Дрожащими руками он наливал в стакан вино и говорил о том, что уедет, бросит пить и начнет работать. Говорил тихо, проникновенно и прочел новое стихотворение. А потом как-то спросил:
     - Умру - жалеть будете?»
     24 декабря 1925 г., в первый день своего последнего пребывания в Ленинграде, Есенин, не застав дома Эрлиха, едет в «Англетер», где живут Устиновы. Ему удается получить свободный номер.
     Весь воскресный день 27 декабря Вольф Эрлих провел в гостях у Есенина. Утром, разрезав себе руку, Есенин написал свое последнее предсмертное стихотворение. Пили чай и пиво. Днем Эрлих ненадолго покинул поэта, затем снова вернулся. Около шести часов вечера, по его словам, ушли Устиновы, которые в тот вечер тоже гостили в номере Есенина. В номере, кроме хозяина, оставались Эрлих и журналист Д. Ушаков, который также проживал в «Англетере». Часов в 8 вечера Эрлих тоже простился и ушел. Дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл портфель, и вернулся. В номере Есенин был один. Он просматривал старые стихи. Эрлих не стал задерживаться: еще раз простился и ушел. На прощание, Сергей сказал ему, смеясь, что сейчас пойдет будить Устинова.
     Описывая день 27 декабря, сам Устинов и его жена также создают картину в целом довольно идеальную (если не считать, конечно, эпизода с разрезанной рукой и стихотворения, написанного кровью): разговаривали, шутили, ужинали…
     Следующее появление Эрлиха в «Англетере» - утро 28 декабря. Вместе с Елизаветой Устиновой они попытались войти к Есенину - дверь была заперта. Тогда они позвали на помощь В. М. Назарова, коменданта гостиницы, тот запасным ключом ( по воспоминаниям Устиновой - отмычкой) открывает дверь в 5-й номер… «Комендант открыл и ушел. Я вошла в комнату, - вспоминает Е. А. Устинова. - Кровать была не тронута, я к кушетке - пусто, к дивану - никого, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна».
     А вот что пишет о последнем дне Есенина литератор Лазарь Берман, который знал поэта с 1915 г. В тот вечер он решил навестить старого знакомого:
     «От редакции «Ленинских искр», в которой я работал, было недалеко до «Англетера», где, как я узнал, он остановился. Приближаясь к дверям его номера, я услышал из комнаты приглушенный говор и какое-то движение. Не приходилось особенно удивляться - о чем я подумал, - что едва ли я застану его одного. Постучав и не получив ответа, я отворил дверь и вошел в комнату. Мне вспоминается она как несколько скошенный в плане параллелограмм, окно слева, справа тахта. Вдоль окна тянется длинный стол, в беспорядке уставленный разными закусками, графинчиками и бутылками. В комнате множество народа, совершенно мне чуждого. Большинство расхаживало по комнате, тут и там образуя отдельные группы и переговариваясь. А на тахте, лицом кверху лежал хозяин сборища Сережа Есенин в своем прежнем ангельском обличии. Только печатью усталости было отмечено его лицо. Погасшая папироса была зажата в зубах. Он спал. В огорчении стоял и смотрел на него…
     На следующее утро, спешно наладив работу редакции, часу в десятом, я снова направился к Есенину. Внизу, навстречу мне, из входных дверей появился мой знакомый, ленинградский поэт Илья Садофьев.
     - Куда спешите, Лазарь Васильевич? - спросил он.
     - К Есенину, - бросил я.
     Садофьев всплеснул руками:
     - Повесился!»
     То, что случилось в «Англетере» поэт предсказал еще в 1916 г.:
     В зеленый вечер под окном
     На рукаве своем повешусь…
     «Это страшная и в то же время такая жалкая гибель всколыхнула общественное сознание, - писал критик П. Медведев в 1926г. - Оказалось необходимым понять и уяснить эту развязку большой и сложной человеческой трагедии. Не столько творчество Есенина, сколько он сам оказался в центре внимания. В стихах его искали объяснения его жизненной драмы. Литературная личность поэта была заслонена его житейской биографией. Стихи поэта превратились в свидетельские показания, если не в последнее слово подсудимого».