facts-life
Из истории музея-заповедника С.А. Есенина
 

Работы по воссозданию мемориального облика крестьянской усадьбы родителей великого русского поэта Сергея Александровича Есенина начались после распоряжения правительства РСФСР об открытии мемориального Дома-музея С.А. Есенина в Константинове, в августе 1965 года в связи с предстоящей юбилейной датой - 70-летием со дня его рождения.

Этому решению предшествовал длительный период формирования общественного мнения об увековечении в памяти народа его великого певца. Справедливой оценки его творческого наследия, его роли в духовной и культурной жизни страны.

А начиналось это так ...

В Константиново, сразу же после смерти Сергея Александровича Есенина, стали приезжать, добираясь до села чаще всего пешком, поклонники его поэзии. В есенинском доме их встречали мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, местный библиотекарь Мария Дмитриевна Воробьева. В заведенных для отзывов тетрадях появились тысячи записей с пожеланиями открыть в Константинове музей поэта.

Мне, автору этих строк об истории создания Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, посчастливилось, в начале июля 1953 года, встретится с матерью поэта Татьяной Федоровной, а затем участвовать в подготовке и открытии первого в стране музея С.А. Есенина, стать первым директором этого музея.

Конкретная работа по подготовке к открытию музея началась с рабочего выезда в Константиново в первой половине августа 1965 года комиссии, в состав которой вошли писатели, специалисты музейного дела, архитекторы, художники и, самое главное, непосредственные свидетели времени пребывания Сергея Александровича Есенина в Константинове - сестры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна.

Созданную при Союзе писателей РСФСР комиссию по увековечению памяти С.А. Есенина возглавили поэт Сергей Васильев и известный писатель-литературовед Ю.Л. Прокушев, ранее убедивший руководство Рязанской области ходатайствовать в Правительстве РСФСР об открытии на родине С.А. Есенина мемориального Дома-музея поэта. В числе прибывших в тот памятный погожий августовский день были также скульпторы А.П. Кибальников и И.Г. Онищенко, директор Рязанского областного краеведческого музея Г.М. Яцутина, главный инженер Рязанской специальной научно-производственной мастерской В.И. Фролов, главный архитектор города Рязани Н.И. Сидоркин, заместитель начальника управления музеями Министерства культуры РСФСР М.А. Кайнова, специалисты музейного дела из Московского государственного литературного музея Т.Н. Конопацкая, Н. Мостаков, писатель Иван Рахило, знавший С.А. Есенина, поэт Владимир Цибин.

В доме родителей С.А. Есенина в это время размещалась выставка на тему "Жизнь и творчество С.А. Есенина", выполненная Ленинградским Пушкинским домом (Академия наук), и была сельская библиотека. А вокруг - печальная до трагизма картина разорения и запущенности есенинских мест. Нужно было начинать с нуля. Воссоздать обстановку быта семьи поэта, соответствующую времени пребывания его в этом доме, выяснить все, что связано с жизнью и творчеством поэта в селе Константинове.

Здесь необходимую помощь оказали сестры поэта. В то время часть предметов обихода хранилась на чердаке дома и во дворе, утраченные предметы необходимо было заменить типологическими, выяснив, какими были перегородки в доме, как располагались предметы быта, как выглядели занавески на окнах, с какой кружевной оторочкой.

Сестры поэта подробно рассказали и о том, как выглядела не сохранившаяся на родительской усадьбе избушка под соломенной крышей, поставленная как временное жилье сразу же после пожара, случившегося в Константинове в августе 1922 года, и посоветовали восстановить к открытию музея эту избушку времянку, деревья на усадьбе, вишневый сад. С особой теплотой они вспоминали, что единственную сохранившуюся яблоню на усадьбе посадил их отец Александр Никитич в 1921 году.

Обратили наше внимание и на сохранившийся со времени жизни поэта амбарчик, поставленный еще в 1913 году, под крышей которого поэтом были созданы известные стихотворения, в том числе "Возвращение на родину", "Каждый труд благослови удача!". Указали места, где росли клен, вербы, липы, подтвердили, что могучие ветлы у дома были и при жизни брата, а стоящий перед домом высокий стройный тополь был посажен поэтом в конце 1924 года.

Затем нужно было выяснить все, что связано с жизнью и творчеством С.А. Есенина в селе Константинове. По словам Екатерины Александровны Есениной, в находившемся неподалеку усадебном доме Лидии Ивановны Кашиной, последней константиновской помещицы, бывал неоднократно С.А. Есенин. Но в нем располагался комбинат бытового обслуживания, комнаты внутри дома были перепланированы под производственные площади, не сохранилось мебели. История этого дома была белым пятном. Мало, что было известно о судьбе хозяйки этого дома, ее семье.

Территория бывшей барской усадьбы также была обезображена. На месте вырубленного во время войны парка стояли кирпичные скотные дворы и другие хозяйственные постройки. Особенно удручающее впечатление на всех нас произвело полуразрушенное здание церкви Казанской Божьей Матери прямо напротив дома Есениных: колокольня была снесена, стены трапезной разобраны, в алтаре хранилось зерно. К церкви примыкали строения: гараж для тракторов, большая весовая, куда прибывали друг за другом машины. На месте колокольни размещался склад горюче-смазочных материалов, который явно представлял серьезную пожарную опасность для мемориального Дома-музея. Ведь в августе 1922 года сгорел дом Есениных и находившийся рядом дом священника Ивана Яковлевича Смирнова.

Конечно, трудно было сориентироваться сразу в такой захламленной территории рядом с усадьбой Есениных. Было решено ограничиться созданием музея на усадьбе Есениных. Началась конкретная работа по созданию в очень короткие сроки мемориального музея С.А. Есенина. Старенький автоклуб Рязанского краеведческого музея был отдан в наше распоряжение. От темна до темна, носились мы на нем по проселочным дорогам Рыбновского района, в Москву и в город сходня на дачу к Екатерине Александровне.

В течение нескольких дней в Рязани были отремонтированы стулья, настенные часы фирмы "Габю" в деревянном футляре, два сундучка, зеркало, большой ведерный самовар, дубовый стол с резными ножками, отреставрирована икона Казанской Божьей Матери. Мастера считали за большую честь выполнить работу для музея, сделали все тщательно, почти бесплатно. Быстро воссоздали посудный шкаф, нашли деревянные кровати, бытовавшие в Константинове при жизни поэта. Из Ленинграда, из Пушкинского Дома доставили знаменитую лампу с зеленым абажуром, при свете которой работал поэт в родительском доме, а также локон волос, срезанный на память после гибели поэта.

И вот утром 2 октября 1965 года был открыт первый в стране музей С.А. Есенина как филиал Рязанского областного краеведческого музея. Перед домом Есенина собралось несколько тысяч человек, несмотря на то, что в Константиново можно было добраться только по грунтовой дороге. Яркое утреннее солнце заполнило через окно с восточной стороны красноватым, торжественным светом кухню, переднюю Дома поэта. Вошли первые почетные посетители: известные поэты Александр Прокофьев, Сергей Васильев, Николай Рыленков, Кайсын Кулиев, Алексей Марков, Станислав Куняев, Сергей Викулов, Александр Филатов, поэтесса Юлия Друнина, писатель-литературовед Юрий Прокушев, скульптор Александр Кибальников и другие деятели литературы и искусства. Первые почетные экскурсоводы - сестры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна - провели с ними первую историческую экскурсию по Дому-музею С.А. Есенина. В течение нескольких часов поэты читали перед домом стихи. Внезапно налетевший со стороны Окской поймы северный холодный ветер ураганной силы не помешал довести до конца этот первый есенинский праздник поэзии в Константинове. На следующий год в летнее время поток туристов буквально захлестнул "низкий дом с голубыми ставнями".

Добирались до Константинова, кто как мог: пешком, на попутных грузовиках, проселочными грунтовыми дорогами от станции Дивово и города Рыбное, теплоходами и катерами по реке Оке. Если в 1965 году Дом-музей посетило около двадцати тысяч человек, то в следующем - уже вдвое больше. К пристани "Константиново" стали причаливать пассажирские пароходы из Москвы. Подплывали медленно, пошлепывая по воде плицами колес, становились по трое в ряд. Пожалуй, самые искренние поклонники и приверженцы творчества С.А. Есенина выходили на берег с колесных пароходов "Сергей Есенин" и "Михаил Пришвин", чтобы увидеть гармонию удивительных есенинских образов, все то, что когда-то помогало Сергею Александровичу их создать.

Дорожка-тропа, по которой в свое время сбегал к Оке Сергей Есенин, поднималась в гору к Дому-музею поэта мимо полуразрушенной церкви с уродливым нагромождением вокруг металлолома, вызывала чувство недоумения и горечи. Только в доме родителей эти отрицательные эмоции гасли, и посетители проникались магией есенинской поэзии. Нужно было что-то предпринимать. Областная газета "Приокская правда" опубликовала мою статью, и сразу после выступления газеты стали приниматься меры по ликвидации злополучного склада.

А летом 1967 года начала приподниматься завеса таинственности над усадебным домом адресата лирики Сергея Есенина Лидии Ивановны Кашиной. В Константиново приехала Анна Андреевна Ступенькова, бывшая в детстве в доме Кашиной, ее мать служила там экономкой. Живо, с какой-то долей артистизма рассказала, как она была свидетельницей первого посещения Сергеем Есениным дома с мезонином. В морозный солнечный день в конце 1916 года. А.А. Ступенькова подробно рассказала о назначении помещений дома, о своих последних встречах с бывшей хозяйкой в 20-х годах. Ее сообщение о том, что Лидия Ивановна Кашина после 1918 года, когда она была выселена крестьянами из усадебного дома, жила в Москве и работала в одном из советских учреждений, обнадеживало: возможно, кто-нибудь из родных или близких Кашиной жив. Встреча с таким человеком, открыла бы еще одну страницу творческой биографии поэта, помогла бы получить новые неизвестные материалы для создания в этом доме музея.

И снова удача. В августе того же 1967 года родину поэта посетила москвичка Елена Сергеевна Василенко. На наши сетования, что мы не можем расширить музей С.А. Есенина, поскольку ничего из документов не имеем об усадебном доме Л.И. Кашиной, она сказала, что есть возможность узнать адрес сына Лидии Ивановны Кашиной. И вскоре мы получили ее письмо с желанным адресом.

И вот встреча в Москве на проспекте Вернадского с Георгием Николаевичем Кашиным!? В первые минуты, когда я сообщил ему о цели своего приезда, Георгий Николаевич дал мне понять, что не надо ставить на один уровень его мать, Лидию Ивановну, человека, получившего блистательное образование и воспитание. Но я напомнил ему, Сергей Есенин как поэт известен всему миру и музей в их доме в Константинове поможет хранить память и о самой Лидии Ивановне. Эти доводы показались для Георгия Николаевича убедительными, и он, поразмыслив, через несколько минут вручил мне бесценные для истории фотографии: фото Л.И. Кашиной, дома с мезонином, деда, Ивана Петровича Кулакова, владельца ночлежек и трактиров на знаменитом Хитровом рынке в Москве, уголков усадебного парка, на месте которого в 50-е годы построен животноводческий комплекс. Затем он сел за стол и удивительно быстро начертил план всех помещений дома до 1918 года. Он подготовил материал о том, как выглядел интерьер, какая мебель размещалась в комнатах. Эти исторические документы явились основополагающими для постановки вопроса о реставрации дома и открытии в нем музея.

Оказалось, что еще в 1962 году, когда в усадебном доме пытались разместить молокозавод, сестры поэта обратились в "Литературную газету" с просьбой защитить его сохранность и доказать секретарю Рязанского обкома КПСС А.С. Кожевникову, что этот памятник нашей культуры и истории должен быть сохранен на века. Опубликованная в "Приокской правде" моя статья "Дом с мезонином" вызвала большой общественный резонанс в пользу открытия в нем музея. Первый секретарь Рязанского обкома КПСС Н.С. Приезжев поддержал идею создания в усадебном доме музея.

В течение 1968 года и первой половины 1969 года Рязанская специальная научно-реставрационная мастерская произвела большой объем реставрационных работ, и 3 октября 1969 года в доме был открыт литературный музей без воссоздания мемориального бытового интерьера. После этого, очередного шага в воссоздании есенинских памятных мест мы вздохнули свободнее - было, где принимать экскурсантов.

К этому времени на родину С.А. Есенина, учитывая ее большое культурное значение, провели асфальтированную автодорогу. В Константиново стали регулярно ходить рейсовые автобусы. Рязанское бюро экскурсий и путешествий наладило отправку в музей автобусных экскурсий.

Весной 1972 года появилось решение о передаче музею здания Казанской церкви. Архитектор Сергей Васильевич Чугунов в очень короткие сроки разработал проектную документацию на ее реставрацию. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры стало ежегодно выделять деньги на производственные работы по восстановлению здания Казанской церкви, и уже начиная с 1975 года, в этом здании стали проводиться выставки художников.

Шли годы? Силами музейных работников стал восстанавливаться усадебный парк Л.И. Кашиной по проекту, разработанному Московским институтом "Лесопроект". В 1982 году музей посетил Председатель Совета Министров РСФСР М.С. Соломенцев, который, как выяснилось во время экскурсии, был увлечен творчеством С.А. Есенина. Он согласился с нашими предложениями о реорганизации литературно-мемориального музея-заповедника в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Постановление Совета Министров РСФСР состоялось 7 марта 1984 года. Согласно этому правительственному постановлению были утверждены границы музея-заповедника, генеральная схема его дальнейшего развития, разработанная Московским институтом "Спецпроектреставрация". Таким был путь от мемориального Дома-музея до Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

Из статьи
В.А. Астахова
Заслуженного работника культуры РФ
Рязанский ежегодник '98