Главной темой лирики Есенина всегда была любовь к России. Причем не
абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским
жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе. Его ранняя
лирика носит религиозный характер, и огромную роль играют в ней по-своему
осмысленные библейские образы. Россия предстает землей обетованной,
освященной свыше, пользующейся прямым покровителем Бога:
Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Христианство в ранней лирике Есенина носит народный характер.
Традиции идут скорее не от Библии, и не от книжной культуры Православия,
а от православия народного. Чисто формально используются мотивы и образы,
характерные для полуапокрифического жанра “духовных стихов”, да и для
народного фольклора вообще.
Народное православие с самых древних времен причудливо переплелось с
язычеством. В каждом нищем-бродяге может жить сам Христос, и его можно
пожалеть, как брата:
И может быть пройду я мимо И не замечу в тайный час. Что в елях — крылья
херувима, А под пеньком — голодный Спас.
Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает
одушевленной, мистически преобразованной, антропоморфной. О язычестве
раннего Есенина говорит и название его первой книги “Радуница”. Радуница
—
это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому
празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом
богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть
ли
не языческим божеством.
Лирический герой ранней лирики Есенина — откровенный язычник:
Счастлив, кто в радости убогой. Живя без друга и врага. Пройдет проселочной
дорогой, Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится, одушевляется, наделяется качествами,
свойственными только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет
личные качества. Стихи Есенина — это заклинание природы, они переполнены
прямыми обращениями:
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка. Что загляделась в
пруд?
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. В ней присутствует целостная,
стройная картина мира, позволяющая сказать о природе нечто такое, чего
до
него в литературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь с народным творчеством.
Он использует песенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха. Выходи встречать к околице,
красотка, жениха, и это придает его лирике особенную музыкальность. Ранняя
лирика Есенина в художественной форме выражает мироощущение простого
русского крестьянина, но не исчерпывается им. а повествует об
общечеловеческих ценностях — любви к родной природе, родной стране, к
близким людям.
Есенин — это один из наиболее читаемых в наше время поэтов, он остается
всегда современным, потому что близок к народу.