ya-toze-jiva-kashina
31-10-01
 
 
"Я тоже, как вы, жива"
 

Прообраз Анны Снегиной в письмах, фотографиях и воспоминаниях
Известный не только в Челябинске издатель и литературный критик Алексей Казаков выпустил очень симпатичную книгу-альбом "Тот образ во мне не угас...", посвященную судьбе Лидии Ивановны Кашиной, ставшей прообразом героини известной поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина".

Книга эта симпатична не только тем, что издана с большой культурой и даже любовно. В ней есть необычайно свежее сегодня ощущение несовременности. Когда кругом все пытаются соответствовать моменту, Казаков аккуратно собирает под одной обложкой статью главного хранителя музея-заповедника С.А. Есенина в селе Константиново Лидии Архиповой о Кашиной, фотографии ее самой, семьи и "дома с мезонином", репродуцирует автографы Есенина, наконец, публикует саму поэму, которую снабжает собственными комментариями. Такая полнота высказывания свойственна академическому подходу. А сам подход - иной эпохе, когда на поэтов и людей, их окружавших, смотрели не свысока, а учились у них искусству жизни.

У Анны Снегиной на самом деле было несколько прообразов, Лидия Кашина лишь одна из них. Ее жизнь одновременно типична и уникальна для своего времени. Дочь миллионера Кулакова (о нем писал Гиляровский), выпускница Александровского института благородных девиц, она была обладательницей широкого культурного кругозора и, вероятно, большого человеческого обаяния. Вопреки недовольству отца, "жадного и черствого человека", выходит замуж за преподавателя словесности Николая Павловича Кашина. У нее появляются дети.

Мир Кашиной чем-то напоминает нам атмосферу чеховских пьес. Все эти усадьбы и изгибы рек, чистый воздух и легкая тоска. Лидия Ивановна много переписывается. Мы находим у нее: "...есть немало людей умных, попадаются люди талантливые - но меньше всего людей порядочных". В ее большом доме подолгу гостят поэты, актеры, просто интересные люди. Есенин - тоже бывал здесь. Он ведь еще и сосед, так сказать, односельчанин. Судя по всему, Кашина его даже особо не выделяла среди других.

Потом была революция, дом "барыни", как тогда выражались, "национализировали" те самые крестьяне. Кашина с детьми занялась натуральным хозяйством. Затем работала секретарем в совучреждениях и делала свое дело хорошо. Однажды получила грамоту и 150 рублей премии за выполнение трудовых обязательств к очередному съезду. В 1937 году жизнь ее оборвалась, но причиной тому не репрессии, а рак.

Казалось бы, незамысловатая судьба. С фотографий на нас смотрит молодая женщина с хорошей осанкой, но отнюдь не гламурная красавица. И тем интересней понять логику чувств Есенина, для которого Лидия Кашина стала и музой, и лирическим образом России.

"Анну Снегину" он сам для себя называл повестью, и она очень показательна для позднего Есенина. Критики сравнивают ее с пушкинским "Евгением Онегиным" по тому, как органично сочетаются здесь лиризм и эпический размах. (Казаков ненавязчиво подчеркивает это обстоятельство, оформляя страницы изящной графикой XIX века). Встречи лирического героя со Снегиной происходят на фоне разброда и шатаний в русской деревне: на дворе 1917 год. За необязательностью внешней фабулы то ли бывшего, а то ли почудившегося в дымке воспоминаний романа у Есенина нет-нет да прозвучат пронзительные нотки сожаления об утраченном и несбывшемся. Завершает эту небольшую поэму известная фраза: "Мы все в эти годы любили, Но, значит, любили и нас".

"Анна Снегина" учит читателя вслушиваться в эти нюансы, навык, нынче ставший уделом специалистов-литературоведов. Так и с Кашиной. Донося до современного читателя детали биографии, голос и облик женщины, когда-то вдохновившей поэта, книга о ней меняет нашу оптику таким образом, чтобы мы могли всмотреться в собственную жизнь.

Айвар ВАЛЕЕВ