Прежде всего, о хитрости и бесхитростности. Сколько лукавства таят ангельские лики и ограды скитов. Как наивен и простодушен Иван Карамазов перед смертоносным агнцом Алешей. У Есенина удивительно честные, наивные глаза, великолепная девушка для многих Ивановых-Разумников. Как не попасться в эти слова почти из Даля, в святую простоту мужицкого пророка. Ему ведомы судьбы не только России — вселенной. Как ровному посвящает он стихи — конфрэру пророку Исайе. Здесь и град Инония, и сам Есенин, вырывающий у Бога бороду, и неожиданное приглашение «Господи, отелись»... Если спросить его, что это, собственно, все означает, он пространно расскажет о новгородской иконописи, о скифах, еще о чем-нибудь, а потом, глядя небесными глазами, вздохнет: «У нас в Рязанской...» Как же здесь устоять Иванову-Разумнику.
Виноват, главным образом, цилиндр. Есенин, обращаясь к старикам родителям, не без хвастовства говорит, что он, прежде шлепавший босиком по лужам, теперь щеголяет в цилиндре и лакированных башмаках. Правда, цилиндра я никогда не видал, хоть и верю, что это не образ «имажиниста», но реальность. Зато лакированные башмаки наблюдал воочию, также пестрый галстук и модный пиджак. Все это украшает светлого, хорошенького паренька, говорящего нараспев, рязанского Леля, Ивана-счастливца наших сказок. За сим следует неизбежное, — то есть Шершеневич, чью ставку, «имажинизм», должен выручить талантливый, ох, какой талантливый, подпасок; диспуты, литературное озорство, словом, цилиндр, хотя бы и предполагаемый, растет и пожирает милую курчавую головку, Но, да позволено будет портретисту, пренебрегая живописью костюма, цилиндром, «имажинизмом» и хроникой московских скандалов, заняться лицом поэта. Сразу от скотоводства небесного мы переходим к земному, к быту трогательному и унылому, к хулиганству озорника на околице деревушки, к любви животной, простой, в простоте мудрой. Ах, как хорошо после Абиссинии или Версаля попасть прямо в Рязанскую.
Есенин гордо, но и горестно называет себя «последним поэтом деревни». Его стихи — проклятье «железному гостю», городу. Тщетно бедный дуралей жеребенок хочет обогнать паровоз. Последняя схватка и ясен конец. Об этой неравной борьбе и говорит Есенин, говорит крепко ругаясь, горько плача, ибо он не зритель. Когда Верхарн хотел передать отчаяние деревни, пожираемой городом, у него получился хоть патетический, но мертвый обзор событий. То, чего не сумел выявить умный литератор, питомец парижских кружков символистов, передано российским доморощенным поэтом, который недавно пас коров, а теперь создает модные школы. Где, как не в России, должна была раздаться эта смертная песня необъятных пашен и луговин?
Русская деревня, сказав старины, пропев песни свои, замолчала навек. Я не очень верю эпигонству фольклора в лице большого Кольцова и маленьких Суриковых. Она вновь заговорила в свои роковые, быть может, предсмертные дни. Ее выразитель — Сергей Есенин. Крестьяне теперь, сражаясь с городом, пользуются отнюдь не вилами, но самыми что ни на есть городскими пулеметами. Есенин так же живо приспособил все орудия современной поэтической техники. Но пафос его стихов далек от литературных салонов, он рожден теми миллионами, которые его стихов не прочтут, вообще чтением не занимаются, а, выпив самогонки, просто грозятся, ругаются и плачут,
Вот эти слезы, эта ругань, эти угрозы и жалобы
— в стихах Есенина. Деревня, захватившая все и безмерно нищая, с пианино
и без портков, взявшая в крепкий кулак свободу и не ведающая, что с ней,
собственно, делать, деревня революции — откроется потомкам не по статьям
газет, не по хронике летописца, а по лохматым стихам Есенина. Откроется
и нечто большее, вне истории или этнографии — экстаз потери, жертвенная
нищета, изуверские костры самосожжения — поэзия Сергея Есенина, поэта,
пришедшего в этот мир, чтобы «все познать, ничего не взять».
Комментарии
...для многих Ивановых-Разумников — здесь: для
критиков. Р. В. Иванов-Разумник (1878 — 1946) — литературовед, критик.
...конфреру пророку Исайе — т. е. «собрату пророку».
Рязанский Лель — т. е. божество любви или, скорее, ее певец.
Шершеневич В. Г. (1893 — 1942) — поэт из близкого окружения Есенина. Вместе с А. Мариенгофом и другими входил в группу «имажинистов».
Верхарн Э. (1855 — 1916) — франко-бельгийский поэт.
...большой Кольцов и маленький Суриковы — А. Кольцов,
И. Суриков — крестьянские поэты XIX века.
(комментарии А. И. Рубашкина)
(источник
— Илья Эренбург «Портреты современных поэтов»,
СПб, «Журнал "Нева"», 1999
г.)